Сахар и здоровье
Сахар и здоровье
Производство соков, сиропов, варенья, джемов и повидла — это чрезмерно сладкое производство. Теперь вернемся к научным рекомендациям. Пожилым людям специалисты рекомендуют меньшее количество сахара: 30—50 граммов в сутки. Но благодаря усилиям руководителей пищепрома, их рвению и заботам о благополучии своей отрасли мы перекрываем нормы, ставим рекорды во вред себе самим: съедаем сахара в среднем — и старики, и младенцы — по 121 грамму в день. И вряд ли стоит кричать «ура» по поводу этих рекордов. Почему? Ответ дают исследования, проводившиеся долгое время в Институте питания АМН СССР. Изучалось влияние различных доз потребления сахара на состояние обменных процессов, и в первую очередь жирового обмена. Установлено, что высокое содержание сахара в рационе питания приводит к нарастанию в крови не только самого сахара, но и липидов, проще сказать, жиров. Так исподволь развивается сахарный диабет и ожирение. Думаю, эти данные — весьма веские основания для строжайшей регламентации сахара в рационе.
Чтобы снизить угрозу заболеваний от злоупотребления сахаром, ученые считают необходимым прежде всего уменьшить его количество в кондитерских изделиях за счет преимущественного производства печенья и крекеров, содержание сахара в которых колеблется в пределах 9—15%. Целесообразно также уменьшить количество сахара и в безалкогольных напитках.
соком, причины перенасыщения — в первом случае солью, во втором сахаром — одни. Малосольная сельдь быстро тухнет (извините за неизящное выражение), а сок начинает бродить. Раньше, до мая 1985 года, то есть до начала решительной борьбы с пьянством и алкоголизмом, торговле было проще — отправляли забродивший сок на ближайший ликероводочный завод, а там его с успехом перерабатывали в «бормотуху». Теперь этот напиток с производства снят (что, понятно, хорошо), сок же приходится «актировать», выливать (что, понятно, плохо: убытки огромны). Сумма убытков значительно превышает сумму, необходимую для строительства холодильных установок, заготовки льда (этот древний способ продления свежести продуктов сходит на нет, хотя продуктов становится больше да и льда в реках не убавилось), производства и внедрения в технологию новых консервантов. Вот сахар и выручает. В напитках «Буратино», «Яблочный», «Грушевый» и даже «Лимонный», который просто обязан быть кислым, содержание сахара достигает 9,5%. В соках, выпускаемых местной промышленностью, этот процент порою вдвое выше. Вот и попробуйте утолить жажду!
Решение вопроса о маркировке кондитерских изделий по их химическому составу, и прежде всего по содержанию сахара, крахмала, белка, жира и их энергетической ценности, несомненно, скажется на потреблении этих изделий населением. Действенное влияние на снижение потребления кондитерских изделий может оказать широкая пропаганда принципов рационального питания среди всех слоев населения.
Думаю, что процесс перестройки экономики, активно идущий в стране и направленный в конечном счете на благо человека, должен вобрать в себя и обновление ассортимента продуктов питания — обновление качественное, способствующее здоровью, долголетию, повышению работоспособности всего населения. Сейчас есть реальные предпосылки для того, чтобы вывести предприятия пищевой промышленности из зоны повышенного давления рублем и только рублем, создать систему стимулов, способствующих внедрению в производство широкого ассортимента продуктов как минимум не вредных для здоровья и как максимум полезных. Тогда, видимо, отпадет надобность в устрашающих надписях на упаковке. Мы народ доверчивый: раз предлагают в магазине или столовой какой-то продукт, значит, можно его употреблять без ущерба для здоровья. Хочется верить, что проблемы, поднятые в «Заметках на салфетке», заинтересуют соответствующие министерства и ведомства.
